воскресенье, 6 ноября 2022 г.

 


 Я, педагог-психолог МБДОУ "ДС № 221 г. Челябинска", Пяткова Елена Викторовна, рада приветствовать Вас на моей странице.         Добро пожаловать!



Педагог-психолог в детском саду

«Зачем нужен психолог в детском саду?» – недоумевают многие родители, ошибочно полагая, что подобного рода специалист необходим лишь там, где речь идет о наличии психических расстройств. 

Рассказываю, чем занимается педагог-психолог.   Хочется сразу разъяснить ситуацию: психолог и психиатр, (с которым часто нас сравнивают) имеют существенные различия в роде деятельности.

Психиатр — врач, занимающийся отклонениями (нарушениями) в психической сфере человека. Он может поставить диагноз, назначить, при необходимости, медикаментозное лечение и т. д.

Психолог (детский) — педагог, занимающийся с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Он не ставит диагноз, а может сделать условно-вариативный прогноз на будущее. При необходимости может предложить пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда. 

Психологи в детском саду помогают детям быстрее адаптироваться к детскому саду, к новому коллективу сверстников и воспитателям, консультируют родителей относительно поведения, развития и воспитания детей. 

Главное не «упустить» малыша, трудности которого находятся «на грани нормы», чтобы всем вместе родителям и специалистам помочь ребенку справиться с ними еще до школы.

Основная задача работы педагога-психолога — сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, индивидуальных особенностей ее развития. Педагог-психолог помогает обеспечить психологические условия для охраны здоровья и развития личности детей.

Педагог-психолог ведет работу в дошкольном учреждении   по следующим направлениям:

Первое – это консультации

 Консультации «по запросу» — любые проблемы, которые волнуют близких ребенка.  Будь то мама или папа, бабушка или дедушка, они могут и должны обращаться к психологу, когда им кажется, что с ребенком что-то не так. Педагог-психолог поможет родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. А также подскажет родителям, как надо общаться со своими детьми, чтобы изменения поведения закреплялись в желательном направлении. 

Психологическое консультирование в ДОУ проводится с родителями по поводу проблем ребёнка, особенностей его развития.

Консультирование может быть, как плановым, так и внезапным для

решения внезапно возникших вопросов. 

Второе направление – это диагностика

Плановая диагностика по возрасту проводится для того, чтобы определить уровень развития высших психических функций и эмоциональное состояние ребенка — чтобы помочь ему, если есть какие-то проблемы. Психика ребенка пластична, поэтому один развивается быстрее, другой медленнее.  И нет одинаковых детей: есть агрессивные, есть импульсивные, есть тревожные. Чтобы помочь детям психолог проводит игровые коррекционно-развивающие занятия.

 Помимо плановой диагностики, о которой шла речь, проводятся и «ситуативные» исследования. Например, появились у ребенка страхи. Педагог-психолог с помощью специальных тестов может выявить причину. Развелись родители — то, как перенес это ребенок, можно выявить при помощи специальных методик.           

 Отдельный вид диагностики, которую проводит педагог-психолог, — это комплексная оценка готовности ребенка к школе. В первую очередь, это нужно чтобы помочь ребенку, если он будет не совсем готов к школе.

Психолог сможет подсказать, на что именно нужно будет обратить внимание.

Третье направление – это коррекционно-развивающая работа

Педагог-психолог ведет коррекционную работу. Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение.

С этой целью психолог планирует и проводит с ребенком коррекционные занятия, при проведении которых, используются программы, составленные специалистами, и включают в себя следующие формы работы:

— индивидуальные коррекционные занятия;

— занятия по подготовке детей к школьному обучению.

Четвертое направление – это психологическое просвещение и психологическая профилактика

Психологическое просвещение носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством развития детей служит информированность участников воспитательно-образовательного процесса родителей и педагогов, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и консультации как индивидуальные, так и групповые в очной и заочной форме. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей.

Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но ребенку он, поверьте, необходим.