Самообразование

 

В этом году для самообразования я выбрала тему "Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОНР"

  Цель самообразования: Повысить собственный уровень знаний и эффективность коррекционной помощи детям дошкольного возраста посредством развития межполушарного взаимодействия у детей с ОНР.

Задачи:                  

1.Изучить необходимую литературу, изучить опыт по теме – приемы и методы нейростимуляции в коррекционной работе логопеда у детей дошкольников с ОНР.

2. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.

3. Пополнить развивающую среду кабинета.

   В последнее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей. В продаже появились специальные пособия, тренажеры, прописи для развития межполушарного взаимодействия.

   Попробуем разобраться: что же такое межполушарные связи, зачем они нужны, и как их развивать.

Межполушарные связи формируются вплоть до 12-15 лет, постепенно в несколько этапов. Но, по мнению ученых, дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития мозговых структур. Основное развитие межполушарных связей формируется в возрастном периоде от 3 до 8 лет - у девочек до семи лет, у мальчиков до восьми – восьми с половиной лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа и чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. А вот неспособность правого и левого полушарий к полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения и управления своими эмоциями.

Как же «подружить» две половинки мозга ребёнка? Ответ прост – играть в особенные игры, заниматься «гимнастикой мозга». Современная психолого-педагогическая практика предлагает множество игр и упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей. Необходимо лишь подобрать оптимальный комплекс упражнений, направленный на решение той или иной задачи.

Комплексы нейродинамической гимнастики для дошкольников построены на основе кинезиологических упражнений, психомоторных игр. Эти интегрирующие упражнения пробуждают систему “интеллект-тело” и приводят её в готовность к обучению. Главная идея, которую пропагандируют кинезиологи, такова – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Все мы знаем, что наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свою работу.

Левое полушарие отвечает за логическое мышление, оперирует фактами и терминами, выполняет различные мыслительные операции. Что же делает правое полушарие? А правое полушарие – это наша интуиция, образное мышление, фантазия и творческие способности.

Левополушарных людей в природе большинство. Правое же полушарие практически бездействует. А то, что не используется, со временем деградирует. У значительной части взрослого населения такая функция правого полушария, как воображение, практически не используется — взрослые разучились мечтать и фантазировать. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Главным инструментом при выполнении «гимнастики мозга» являются руки. Действуя двумя руками, развиваются оба полушария. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия необходимо выполнять, каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Сначала выполнять упражнения будет сложно, поэтому торопиться не надо, когда начнет получаться, можно увеличивать темп. Эти упражнения будут полезны не только детям, но и взрослым, даже если межполушарные взаимодействия сформированы.

   В своей работе по теме самообразования, я пользовалась разнообразными играми, приёмами и упражнениями, направленными на гармонизацию межполушарного взаимодействия у детей с ТНР дошкольного возраста.

    Во время выполнения упражнений использовались специальные тренажеры.   

Перекрестные телесные движения, упражнения на координацию и ловкость. Например, всем известное упражнение  «Ухо – нос»

Взяться левой рукой за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки и хлопнуть в ладоши. Изменить положение рук с точностью до наоборот.

Кинезиологические упражнения.

«Кольцо»

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец с другими последовательно. Сначала в одном порядке, затем в обратном. Делать сразу двумя руками. Если ребенку трудно сразу двумя, то можно сначала правой, потом левой, а потом соединить. Кажется, что легко и просто, но выполнив несколько раз, пальцы начинают сбиваться. Когда выполняете это упражнение, то на руки смотреть не надо.
Детям очень нравятся кинезиологические упражнения в речевом сопровождении. Ритм речи, особенно ритм стихов способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей.

 

«Кулак, ладошка»

Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук.
«Вот ладошка, вот кулак,
все быстрее делай так».

«Оладушки»

Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, левая – ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять.

«Мы играли в ладушки – жарили оладушки.

Так пожарим, повернем – и опять играть начнем».

«Кулак – ребро – ладонь»

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола: выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При затруднениях в выполнении можно помогать себе командами (кулак – ребро – ладонь, произнося их вслух или про себя.)

"Лягушка хочет в пруд,Лягушке скучно тут».

Таких простых, но очень действенных упражнений очень много.

В упражнение «Кулак – ребро – ладонь» можно играть, используя наглядность. Для этого необходимо изготовить такие карточки, где круг обозначает кулак, зеленый овал – ребро, желтый овал – кулак пальцами вниз, прямоугольник – ладонь.

Вот  еще одно пособие, с помощью которого можно выполнять несколько разных упражнений.

Задания для ребенка:
- поставить пальцы рук на ладошки, постучать указательными (средними, безымянными и т.д.) пальцами обеих рук по кусочку пластилина. На кончики нарисованных ладошек можно вместо пластилина приклеить изображения животных, птиц, сказочных героев и пр. Педагог дает задание: - Зайчики прыгают два раза. Ребенок должен постучать одновременно теми пальцами обеих рук, которые находятся на данной картинке;
- упражнение «Ритм». Ребенок кладет руки на лист с ладошками и повторяет за педагогом заданный ритм, ударяя пальцами  обеих рук;
- провести пальцами обеих рук по лабиринту (пирамидке) между полосками, сверху вниз и в обратном направлении;
- провести пальцами обеих рук по «восьмерке» в разных направлениях.

«Проведи по линиям»

Итак, берем листок бумаги и чертим на нем маркерами любые зеркальные линии, лабиринты, спирали. Обозначаем начало и конец дорожки значком разного цвета. Пособие готово.
Задания для ребенка:
- проведи по линии правой рукой;
- проведи по линии левой рукой;
- проведи по линии двумя руками одновременно;
- проведи по линии указательным пальцем (большим, средним, безымянным, мизинцем)правой руки;
- проведи по линии указательным пальцем (большим, средним, безымянным, мизинцем)левой руки;
- провести по линии указательными пальцами (большими, средними, безымянными, мизинцами) обеих рук.
Для «хождения по дорожкам» можно использовать мелкие игрушки, фишки, крышечки и др. Можно найти в Интернете и распечатать готовые картинки с аналогичными заданиями или так же, сделать самостоятельно, используя картинки с разными персонажами. Слайд Таким образом, регулярное выполнение комплексов кинезиологической гимнастики способствовало активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказало положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшение состояния физического здоровья и социальной адаптации детей, снизило утомляемость, повысило способность к произвольному контролю, а в свою очередь и поспособствовало коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием 

Комментариев нет:

Отправить комментарий